КазНПУ им. Абая в мировом рейтинге университетов Times Higher Education (THE) Impact Rankings-2022 занял позицию 601-800, улучшив свой прошлогодний результат на 200 пунктов и став абсолютным лидером среди отечественных вузов.
Всего в рейтинг вошли 1406 вузов из 106 стран/регионов, в том числе из РК 10 университетов. В казахстанском академическом сегменте, как отмечено, №1 - КазНПУ им. Абая, за ним следуют два вуза: КазНУ им. аль-Фараби и Нархоз, занявшие позицию 801-1000. Интересный факт, все остальные 7 университетов страны - на позиции 1000+.
В рейтинге Impact Rankings-2022 университеты оцениваются по вовлеченности в достижение глобальных Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН, цель которых улучшение благосостояния и защита планеты. Abai University, участвуя в этом рейтинге, демонстрирует приверженность достижению ЦУР и свою деятельность интегрирует с этими целями. В своей методологии рейтинг оценки влияния вузов на процесс ЦУР основывается на сбалансированном сравнении показателей по четырем широким областям: исследования, управление, информационно-разъяснительная работа и обучение. По итогам рейтинга достижения Abai University выглядят следующим образом:
ЦУР 1 - Ликвидация бедности
Позиция - 401-600 (из 769 университетов). Согласно анализу, наибольшее значение по индикатору «Общественные программы по борьбе с бедностью» - 79,2%. Наименьший показатель - «Доля студентов, получающих финансовую помощь для учебы в университете из-за бедности» - 11,1%.
ЦУР 2 - Ликвидация голода
Позиция: 301-400 (из 553 университетов). Показатель «Доля выпускников в области сельского хозяйства и аквакультуры, включая аспекты устойчивого развития» оценен на 100%. В то же время показатель «Исследования, связанные с голодом» набрал 5,8%.
ЦУР 3 - Здоровый образ жизни и благополучие
Позиция: 801-1000 (из 1101 университетов). Достаточно хороший показатель по индикатору «Сотрудничество и медицинские услуги» - 70,5%. «Исследования на тему здоровья и благополучия» на уровне 33,8%.
ЦУР 4 - Качественное образование
Позиция: 301-400 (из 1180 университетов). Высокие показатели по качеству образования достигнуты благодаря следующим индикаторам: «Исследования в области образования в раннем возрасте и на протяжении всей жизни» - 74,3%, «Доля выпускников с педагогической квалификацией» - 99,6% и «Меры по непрерывному обучению» - 68,8%.
ЦУР 5-Гендерное равенство
Позиция: 201-300 (из 938 университетов). Согласно анализу превалирует доля женщин старших преподавателей - 99,4%, а также женщин, имеющих ученную степень - 97,1%, что в свою очередь определяет средний рост показателей по прогрессу женщин -52,7%. Показатели исследования гендерного равенства и меры студенческого доступа определились на уровне чуть ниже среднего - 41,3% и 45,2% соответственно. Однако стоит отметить довольно низкую долю студенток в первом поколении - 14,4%.
ЦУР 6 - Чистая вода и санитария
Позиция: 401-600 (из 634 университетов). По индикаторам ЦУР 6 можно заметить относительно умеренный уровень расхода воды на человека - 58,4%, в тоже время показатели по повторному использованию воды и уходу по водной инфраструктуре остаются на уровне ниже среднего - 41,6% и 33,3% соответственно, доля научных исследований, связанных с водой, составляет 19,5%.
ЦУР 7- Доступная и чистая энергия
Позиция: 601+ (из 705 университетов). Показатели по «зеленой» энергетике в среднем на уровне - 33%. Слабым звеном является крайне низкий уровень в исследованиях в области чистой энергетики - 1,1%, что возможно будет учтено при выборе и реализации будущих исследований.
ЦУР 8- Достойная работа и экономический рост
Позиция: 401-600 (из 849 университетов). Учитывая педагогическую направленность университета, традиционно высокие показатели в области трудоустройства и работы. Так, доля студентов, прошедших практику, составляет 97,3%, а доля работников на надежных контрактах - 59,4%. Исключением являются показатели по исследованиям в области экономического роста и занятости - 22,3% и расходы на одного сотрудника - 1,8%.
ЦУР 9 - Промышленность, инновации и инфраструктура
Позиция: 601+ (из 785 университетов). Довольно низкая динамика по ЦУР 9: научные доходы от промышленности и торговли - 41,6%, инновационные предприятия университета - 19,4%, исследования в области промышленности, инноваций и инфраструктуры - 11,0%, и полностью отсутствуют патенты со ссылкой на университетские исследования.
ЦУР 10 - Сокращение неравенства
Позиция: 401-600 (из 796 университетов). В рамках уменьшения неравенства положительный показатель по студентам из развивающихся стран - 81,9%, доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья показывает уровень выше среднего - 66,6%, меры против дискриминации на уровне чуть ниже среднего - 42,1%, исследования, связанные с уменьшением неравенства - 27,5%, доля работников с инвалидностью - 13,6% и студенты первого поколения - 14,2%.
ЦУР 11 - Устойчивые города и населенные пункты
Позиция: 401-600 (из 783 университетов). По индикатору «Поддержка искусства и наследия» можно отметить высокий уровень расходов на искусство и наследие - 99,4%, а также средние уровни по поддержке искусства и наследия и устойчивым практикам - 50% и 48,1% соответственно. Однако показатель исследования устойчивых городов и сообществ в целом низок - 14,0%.
ЦУР 12 - Рациональное потребление и производство
Позиция: 301-400 (из 604 университетов). По индикатору «Публикация отчета по устойчивым развитиям» университет набрал 100%. Кроме того, положительно оценены усилия вуза по вторично перерабатываемым отходам 71.4%. Научные исследования в этой области показали уровень 4.5%.
ЦУР 13 - Меры по борьбе с изменением климата
МЕСТО: 401-600 (из 674 университетов). Усилия университета по вкладу в глобальную борьбу с изменениями климата оценены в среднем на уровне 37,43%. К сожалению, уровень научных исследований по этой глобальной проблеме является низким - 1,2%.
ЦУР 14 - Сохранение морских экосистем
Позиция: 201-300 (из 452 университетов). По состоянию водных экосистем следует отметить два показателя «Удаление чувствительных к воде отходов» и «Захоронение/Удаление отходов, чувствительных к воде», которые составили 44,4%.
ЦУР 15 - Сохранение экосистем суши
Позиция: 301-400 (из 521 университетов). На уровне чуть выше среднего находится показатель «Захоронение/удаление отходов, чувствительных к земле» 54,2%. На уровне чуть ниже среднего и среднего определились индикаторы «Поддержка наземных экосистем посредством действий» 43,3% и «Поддержка наземных экосистем через образование» 36,6% соответственно.
ЦУР 16 - Мир, правосудие и сильные учреждения
Позиция: 401-600 (из 809 университетов). Здесь можно заметить наибольшее значение в доле выпускников юридических и гражданских правоохранительных органов - 94,2%, выше среднего в мерах управления университетом - 55,1%, чуть ниже среднего в показателе работы с правительством - 47,1%. Однако показатель исследований, связанных с миром, справедливостью и эффективными институтами, на низком уровне - 14,5%.
ЦУР 17 - Партнерство для целей устойчивого развития
Позиция: 601-800 (из 1438 университетов). Усилия в интересах устойчивого развития показывают относительно равномерную динамику в долях составляющих индикаторов: публикация отчетов по ЦУР на уровне выше среднего - 60,8 %, образование для достижения ЦУР - 55,6%, отношения для поддержки целей - 43,3%, исследования в этой области на уровне ниже среднего - 38,9%.
Достижения Abai University по целям ЦУР - кропотливый, ежедневный и системный труд всего коллектива университета. Рейтинг показал как сильные стороны, которые надо сохранить и приумножить, так и слабые стороны, над которыми предстоит работать. В целом рейтинг наглядно показал, что университет прикладывает усилия по достижению ЦУР и предпринимает определенные шаги как по уменьшению бедности, так и наращиванию человеческого капитала, позволяющих решать вопросы в области образования, социальной защиты и трудоустройства, а также в борьбе с изменением климата и защите окружающей среды.